Операторы платежных систем подсчитали, что 90% россиян предпочитают платить за аренду через терминалы и интернет-банкинг, а не стоять в очереди у желанной кассы. Однако, несмотря на высокую популярность таких услуг, люди часто не уверены, следует ли хранить квитанции о счетах при оплате онлайн. Попробуем разобраться в этой проблеме как с юридической, так и с практической точки зрения.
Зачем хранить квитанции при онлайн-оплате?
Прежде всего, следует отметить, что законодательство Российской Федерации не накладывает на плательщика никаких обязательств по хранению квитанций. Человек волен выбирать: он хочет складывать их каждый месяц стопками и аккуратно хранить стопку карточек, либо он предпочитает выбросить их в мусорную корзину сразу после оплаты. Отсутствие квитанций само по себе не может быть поводом для наступления административной или уголовной ответственности, поэтому не беспокойтесь, что в случае утери или кражи квитанций это не повлечет за собой никаких санкций.
Юридические тонкости
В то же время квитанции и чеки подтверждают, что потребитель выполнил обязательства, вытекающие из договора об оказании услуг, или оплатил использованные им услуги (природный газ, электричество, вода и т.д.) своевременно и полностью. Эти документы могут понадобиться, если:
- есть разногласия между потребителем и второй стороной относительно того, произведен платеж или нет;
- после перерасчета у потребителя была начислена задолженность за прошлые периоды;
- потребитель намерен обратиться в суд, хотя вторая сторона отказывается выполнять свою часть обязательств (несвоевременно или не в полном объеме оказывает услуги).
Квитанции – не единственный способ доказать свою правоту, однако платежные документы становятся мощным предметом большинства споров. При их отсутствии процесс может затянуться надолго.
Кстати, большинство организаций печатают на своих квитанциях предупреждающую фразу «Хранить в течение трех лет». Три года – это крайний срок, до которого счета могут быть списаны и получены через суд, поэтому квитанции вместе с чеками помогут доказать вашу невиновность, если долг возник из-за ошибки.
Рекомендуем: Как сохранить урожай тыквенных культур без риска испортить полезный продукт?
Советы по хранению квитанций
Квитанции, как те, которые регулярно вводятся в почтовый ящик, так и те, которые самостоятельно распечатываются в личном кабинете на сайте поставщика услуг, отлично сохраняются в течение длительного времени. Но с чеками возникает проблема: из-за особенностей печати чернила полностью выцветают через год, а то и быстрее. Бороться с этим нельзя, но можно изменить способы хранения платежных документов:
- Сразу после оплаты отсканируйте или сфотографируйте квитанцию вместе с квитанцией и поместите ее в виртуальную папку. Рекомендуется иметь две-три копии архива с платежными картами, которые хранятся в разных местах (например, на компьютере, в облаке и на флешке). Также стоит загружать и архивировать чеки из мобильного банка – пока они не исчезают, всегда есть риск потери или повреждения данных на сервере.
- Создайте дневник и запишите детали каждого чека: дату и время платежа, номер терминала и его адрес, сумму, данные получателя, номер транзакции. Эти записи не будут служить доказательством платежа, но при необходимости упростят получение копии чека в банке.
Что делать, если квитанции потерялись?
Это случается не часто, но все же бывает, что вам нужны квитанции и чеки, но вы не можете их найти. В этом случае стоит попробовать восстановить платежные документы.
И есть нюанс: копию квитанции может выдать только организация, являющаяся поставщиком услуг. То есть, если Горводоканал заявит, что у абонента есть задолженность в размере 500 рублей в мае прошлого года, и абонент не может предоставить квитанцию о том, что он заплатил ровно столько, сколько ему было предъявлено, добиться справедливости будет очень сложно.
Рекомендуем: С научной точки зрения и по ГОСТу: мытые яйца можно хранить в холодильнике
Что касается копии чека, то в большинстве случаев ее можно получить в банке (независимо от того, где была произведена оплата – в терминале или через Интернет-сервисы). А сделать это можно несколькими способами:
- Искать в архиве транзакций – подходит для тех случаев, когда расчет производился с помощью банковской карты. Чтобы распечатать квитанцию, просто войдите в Личный кабинет системы Интернет-банкинг и найдите нужную операцию в архиве. Если в терминале предусмотрена возможность создания личного кабинета, скорее всего, есть и аналогичный архив.
- Обращение к получателю: в некоторых случаях вы можете связаться с организацией, в которую был направлен платеж, и попросить бухгалтера найти его (нередки случаи, когда платежи теряются из-за получателя, который просто «не видел» поступление денег на счет).
- Получите резервный чек – если есть возможность передать кассиру такие данные, как сумма и цель платежа, номер терминала, на котором он был произведен, дата и время транзакции, номер кредитной карты (в случае наличной оплаты, это не требуется), ваше полное имя A и номер паспорта, тогда чек будет в учете, и вы можете распечатать его копию.
- Отслеживание банковских платежей – используется в случаях, когда платеж не может быть найден ни оператором банка, ни получателем. Клиент должен написать заявление и ждать достаточно долго, пока финансовое учреждение проведет расследование.
Из всего вышеперечисленного мы можем сделать вывод, что нет необходимости хранить квитанции и чеки, но все же стоит делать, и не имеет значения, платите ли вы онлайн или в кассе. В ситуации, когда деньги не дошли до получателя или поставщик коммунальных услуг необоснованно обнаруживает задолженность, платежные документы помогут быстро и плавно разрешить все недоразумения.