Танк — боевая бронированная машина, как правило, имеет гусеничный ход, оснащен пулеметным и/или пушечным вооружением. Разработка первых танков началась в 1915 году, когда было изготовлено несколько опытных образцов.
Фото: Pixabay.com
Многофункциональная боевая машина не боится препятствий. Солдаты внутри могут чувствовать себя в безопасности и при необходимости иметь возможность открыть огонь и отразить атаку противника.
С развитием танкового производства появилась классификация этой боевой техники:
- Легкие.
- Средний (до 30 тонн).
- Тяжелые (более 30 тонн).
- Супер тяжелый.
Современное танкостроение направлено на создание маневренных и малогабаритных машин, на первый план выходят огневая мощь и высокая проходимость. В то время как раньше конструкторы пытались создать большие танки с толстой броней. Они считались самыми надежными и неуязвимыми. О таких бронемашинах и пойдет речь в нашей статье.
Представляем оценку 12 самых больших танков мира, составленную на основе данных портала hotcars.com.
Оценка:
12 T28
Открывает наш обзор танк Т-28, представляющий собой сверхтяжелую бронемашину, которая использовалась в боевых действиях во время Второй мировой войны американскими войсками. Разработка стартовала еще в 1943 году, первые экземпляры выпустили только в конце войны, затем производство прекратили, создав лишь несколько опытных образцов.
Сверхтяжелый танк имеет массу 95 т (включая оборудование), его ширина составляет 3,2 м, длина – более 11 м, высота – 2,8 м. При разработке данной модели конструкторы ставили перед собой задачу создать такую броню, которая могли выдержать атаку немецких «Тигров» и «Пантер». В результате получился приземистый безбашенный танк с 305-мм лобовой броней и 105-мм пушкой, который мог свободно проходить по любой местности.
Испытания показали, что такая тяжелая боевая машина может развивать в движении крайне малую скорость — всего 12 км/ч. Таким образом, самоходка Т-28 не вписывалась в концепцию американского бронетанкового вооружения. Поэтому разработка и производство этой модели были остановлены. Реплика сверхтяжелого Т-28 хранится в коллекции музея военной базы Форт-Нокс”.
11 Panzerkampfwagen VIII «Maus»
Одиннадцатую строчку занимает танк Panzerkampfwagen VIII «Maus», разработанный немецкими конструкторами во время Второй мировой войны по личному приказу фюрера. Боевой машине дали ироничное имя «Мус”.
Разработка тяжеловеса началась в 1942 году Фердинандом Порше (основателем компании Porsche), через год состоялся первый тест-драйв, а в 1944 году было собрано 2 танка. Дальнейшее производство было остановлено из-за высоких затрат и недостаточной производственной мощности. В 1945 году оба испытательных образца были уничтожены.
Размеры танка Panzer поистине впечатляют. Его масса вместе с вооружением составляет 188 т, высота 3,6 м, длина 10 м, ширина 3,5 м. Несмотря на огромную массу, в ходе испытаний выяснилось, что танк легко управляется, легко маневренный и обладает высокой проходимостью на любой местности. Из доставленного оружия: пулемет, огнемет, нарезное оружие различных калибров.
10 Landkreuzer P. 1500 Monster
Десятую позицию занимает сверхтяжелый немецкий танк Landkreuzer P. 1500 Monster. Проект по созданию этого «Лэнд Крузера» так и остался нереализованным.
В 1942 году немецкие конструкторы предложили Министерству обороны проект нового сверхтяжелого танка Landkreuzer P.1500 Monster. Адольф Гитлер заинтересовался и разрешил создание самоходной боевой машины массой 1500 тонн.
Экспериментальный образец планировалось оснастить вооружением общей массой 500 тонн, надежной броней и вспомогательными частями. При таких больших габаритах перед конструкторами встала главная проблема — как такому гиганту обеспечить возможность движения? Решением стали четыре двигателя MAN (каждый по 6500 л.с.), которые используются на подводных лодках. Но даже с такими мощными двигателями танк не мог двигаться быстрее 20 км/ч, а для его управления требовалось 100 человек экипажа.
В случае постройки Landkreuzer P. 1500 Monster применялся бы против сильно укрепленных сооружений и мог вести огонь 7-тонными снарядами не дальше 37 м. Из-за больших габаритов, большой массы и малой маневренности танк было бы сложно использовать в бою операции. В то же время он был бы отличной целью для ударов с воздуха штурмовиками. Учитывая все эти причины, в начале 1943 года было принято решение о закрытии проекта по созданию сверхтяжелой машины.
9 Challenger 2
На девятом месте сверхтяжелый танк Challenger 2, выпускавшийся в Великобритании до 2009 года и эксплуатируемый до сегодняшнего дня. Масса боевой машины составляет 62,5 тонны.
Сборка Challenger 2 началась в 1993 году на заводе в Ньюкасле. Первые испытания прошли в 1994 году, они опытным путем доказали, что новый танк соответствует всем требованиям, предъявляемым военными к боевым машинам.
Самым большим преимуществом Challenger 2 является надежная бронезащита. Передняя защита выдерживает удары практически всех снарядов. При этом боковая броня и окно механика-водителя менее защищены. В качестве вооружения тяжеловес использует: 120-мм нарезную пушку с боекомплектом 52 патрона, пулемет с патронами калибра 7,62 мм, тепловизионную камеру и лазерный дальномер. Скорость, развиваемая боевой машиной, не превышает 37 миль/час. Для управления автомобилем требуется 4 человека: водитель и 3 члена экипажа.
Эта модель танка активно используется в боевых действиях. В 2003 году Challenger 2 использовался во время миротворческой миссии в Ираке. Во время битвы при Басре танки оказывали огневую поддержку британским войскам. Проходимость боевой машины по песку оказалась высокой, поэтому она идеально подходит для ведения боя в пустыне.
8 M26 Pershing
Восьмую строчку в рейтинге занимает американский танк M26 Pershing, который был назван в честь генерала Дж. Першинга, возглавлявшего экспедиционный корпус. Новый танк стал заменой предыдущей модели M4 Sherman”.
Боевая машина была разработана в 1944 году, активно применялась во время Второй мировой войны и в 1950 году участвовала в войне в Корее. Первоначально M26 Pershing создавался как средний танк, но для большей уверенности экипажа его переклассифицировали в тяжелый. В результате масса самоходки составила 46 тонн. Экипаж состоит из 5 человек. За весь период производства было выпущено 2239 танков этой модели.
По сравнению с предыдущими моделями основными преимуществами M26 Pershing являются высокая безопасность и огневая мощь. Машина оснащена 100-мм лобовой броней, 90-мм пушкой с новым стабилизатором, 12,7-мм и 7,62-мм пулеметами. Слабым местом танка оказался двигатель мощностью 500 л.с., которого было недостаточно для движения такой тяжелой машины, способной развивать по асфальту скорость не более 48 км/ч.
7 M1 Abrams
Седьмую строчку в рейтинге занимает основной танк вооруженных сил США — M1 Abrams, серийное производство которого началось в 1980 году. Боевая машина носит имя генерала Крейтона Абрамса, состоит на вооружении армии и корпуса морской пехоты США, войска ряда ближневосточных государств, а также Марокко, Австралии и Египта. В настоящее время M1 Abrams является одним из самых тяжелых и больших танков в мире, его масса составляет 68 тонн.
Разработка первых танков этой модели началась в 1971 году, с тех пор было выпущено более 10 тысяч единиц техники. Появление M1 Abrams положило начало внедрению ряда нововведений в танкостроение — компьютерное управление огнем, использование выбивных панелей для хранения боеприпасов.
В качестве вооружения танк использует нарезные орудия калибра 105 мм и пулеметы. Мощность двигателя составляет 1500 л.с. Двигаясь по шоссе, машина способна развивать скорость 72 км/ч.М1 Abrams является одним из лучших в мире благодаря технической составляющей. С его помощью можно легко координировать действия с авиацией и другими войсками, что повышает эффективность боя. Поэтому эта модель до сих пор стоит на вооружении армии США.
6 Leclerc Tank
Шестую позицию занимает современный сверхтяжелый танк Leclerc, разработанный во Франции в 1990 году.
Эта модель поступила на вооружение французской армии в 1992 году. С тех пор танк претерпел несколько модификаций, в результате чего срок службы машины был продлен до 2040 года. За все это время было выпущено 876 единиц, из которых примерно половина используются в ОАЭ.
Танк «Леклерк» имеет классическую компоновку и модульную конструкцию брони (из титана и вольфрама), его поврежденные части можно быстро заменить прямо на поле боя. Бронеавтомобиль управляется тремя членами экипажа: командиром, наводчиком и водителем. Из-за уменьшенного внутреннего пространства рост военнослужащего не должен превышать 182 см.
Вес танка «Леклерк» с вооружением — 60 тонн. При этом самоходка является одной из самых маневренных и быстрых в мире. Скорость движения по асфальту – 71 км/ч, по полю – 51 км/ч. В качестве вооружения используются 120-мм пушки с боекомплектом 40 патронов и два пулемета разного калибра. Для облегчения боя предусмотрена тепловизионная камера, лазерный дальномер и различные прицелы.
5 Landkreuzer P. 1000
Пятую позицию занимает немецкий сверхтяжелый танк Landkreuzer P.1000, существовавший только на бумаге. Его проект не мог быть реализован, как и его «старший брат» — Landkreuzer P. 1500 Monster, из-за огромных размеров и веса.
Второе название «Лэнд Крузера» Р. 1000 — «Крыса» (предложено Адольфом Гитлером). Эдуард Гротте работал над разработкой в 1942-1943 годах, пытаясь создать сверхтяжелый танк массой 1000 тонн для немецкой армии. Из них 300 тонн должны были приходиться на вооружение, 100 тонн на элементы пояса, 200 тонн на броню и каркас. Предполагалось, что машина будет иметь длину 35 м, ширину 14 м, высоту 11 м. Для ее обслуживания потребуется 36 членов экипажа.
Для обеспечения движения танка было решено оснастить его восемью судовыми двигателями мощностью по 2000 л.с каждый. Конструкторы также постарались создать внутри Landkreuzer P. 1000 гараж для двух мотоциклов, кладовую и ванную комнату. Из вооружения «Гнилой» должны были иметь 128-мм пушки, пулеметы и зенитные орудия. В 1943 году Альберт Шпеер отказался от проекта сверхтяжелого танка.
4 Tiger II
Четвертую строчку в рейтинге занимает немецкий танк Tiger II (его еще называют «Королевский тигр”).
После «знакомства» войск Вермахта с танками Т-34 и КВ-1 советского производства немецкое руководство приняло решение о создании сверхтяжелого танка, оснащенного мощным вооружением и надежной защитой. Считалось, что боевая машина будет устраивать засаду противнику, используя качественную немецкую оптику. Серийное производство Tiger II началось в 1944 году; всего было выпущено 487 единиц техники, активно применявшейся в последний период ВОВ.
Толстая броня обеспечивала машине надежную защиту от многих противотанковых средств. Благодаря мощной и точной нарезной 88-мм пушке «Королевский тигр» мог поразить любой танк на дальней дистанции. Также в боекомплект вошли три пулемета разного калибра. Для управления боевой машиной требовалось 5 членов экипажа.
В то же время большой вес в 75 тонн и недостаточно мощный двигатель снижали ходовые качества и надежность Tiger II. Танк мог развивать максимальную скорость не более 39 км/ч.«Королевский тигр» считается последним сверхтяжелым танком нацистской Германии. Он лидер по огневой мощи, но провалился в применении.
3 K-Wagen
Открывает тройку лидеров рейтинга немецкий танк K-Wagen (Колоссаль-Ваген), являющийся первым тяжеловесом, произведенным в Германии в годы Первой мировой войны.
Йозеф Фоллмер работал над созданием боевой машины, конструктор пытался создать самоходку, способную прорвать оборону противника. Проект был одобрен высшим руководством страны, и производство началось в 1918 году. Танк разрабатывался на основе английских чертежей, в результате он получил ромбовидный корпус, покрытый гусеницами. Масса составляла 150 тонн, длина — 12,8 м, ширина — 3 м, высота — 3,5 м.
K-Wagen имел стальной капот и два двигателя Daimler мощностью по 650 л.с каждый. В качестве вооружения использовались четыре 77-мм орудия, размещенные по бортам, и два пулемета разного калибра. Для управления боевой машиной требовалось 22 члена экипажа. Планировалось изготовить 100 единиц техники и оснастить каждую из них специальной радиостанцией дальнего действия.
В 1918 году был построен первый танк модификации K-Wagen. Однако скорое окончание Первой мировой войны остановило все развитие. Все прототипы танка были уничтожены самими производителями при приближении войск Антанты к немецким предприятиям.
2 FCM F1
На втором месте сверхтяжелый французский танк FCM F1, созданный для замены устаревшего FCM 2C (Char 2C).
В феврале 1938 года Совет по вооружению разработал проект нового танка. Боевая машина должна была иметь мощную пушку и одно скорострельное орудие. Кроме того, броня самоходки должна была выдерживать воздействие любых известных на тот момент противотанковых снарядов.
В строительном конкурсе участвовали разные компании, в итоге победила компания FCM. Инженеры компании создали проект танка с двумя башнями, которые располагались на разных уровнях (как у линкоров), чтобы не мешать друг другу под круговым огнем. В задней башне была установлена мощная 105-мм пушка, а в носовой — 47-мм скорострельная пушка.
Толщина лобовой брони FCM F1 составляла 120 мм, при этом полная масса машины составляла 140 т, длина — 12 м, ширина — 3,6 м. Первый экземпляр нового танка планировалось выпустить в 1940 г. Однако строительству помешало стремительное продвижение немецких войск во Францию. Несмотря на то, что ни один прототип танка FCM F1 не принял участие в боевых действиях, разработка ученых оказала серьезное влияние на дальнейшее создание сверхтяжелых машин во Франции.
1 Char 2C
Французские конструкторы одними из первых приступили к разработке танков. Именно им принадлежит создание самого большого Char 2C, построенного в 1917 году.
По метрическим размерам Char 2C считается самым большим танком в мире. Длина – 10,27 м, ширина – 4 м, высота – 3 м. Масса вместе с оборудованием – 69 тонн. По замыслу создателей новый танк должен был легко преодолевать любые препятствия, в том числе и фашистские окопы. Производство боевых машин оказалось дорогим и трудоемким, поэтому до 1923 года было выпущено всего 10 единиц техники, после чего производство было сокращено.
Char 2C был вооружен 75-мм нарезной пушкой и четырьмя пулеметами. Для проведения прицельной стрельбы требовалось 13 членов экипажа. Мощные двигатели самоходки «съедали» 12,8 литров топлива на километр пути, поэтому без дозаправки танк не мог проехать более 100 км.
Самый большой танк Char 2C состоял на вооружении французской армии до начала Второй мировой войны. Затем его заменил сверхтяжелый FCM F1.
Почему военные отказались от больших танков?
Большинство представителей нашего рейтинга были созданы в годы Первой мировой и Великой Отечественной войн. Конструкторы пытались разработать машины с надежной защитой от огня противника. Большие танки имели толстую броню, она была непроницаема для большей части оружия того времени.
Причин отказаться от сверхтяжелой большой бронетехники несколько:
- Имелись снаряды, способные пробить броню толщиной более 500 мм.
- Большие танки были отличной мишенью для вражеской авиации.
- Низкая маневренность затрудняла их использование на поле боя.
Были и проблемы с транспортом. Машины были слишком массивными, чтобы перевозить их по железной дороге. Поэтому мысли приходилось перегонять для их собственной силы. Большинство из них имели низкую скорость передвижения и не успевали прибыть в нужный момент на поле боя. Кроме того, тяжеловесы разрушали дороги с твердым покрытием, заставляя двигаться по пересеченной местности, еще больше замедляя движение.
Спасибо за внимание и хорошего дня!