Что можно склеить холодной сваркой и как пользоваться клеем

Метод соединения

На самом деле это не сварка, а склеивание металлических оснований с помощью клея без дополнительного применения нагревания. Для этого используется клеевой состав, который после застывания образует шов, обладающий свойствами металла. Его применение целесообразно в следующих случаях:

  • Есть вероятность, что в процессе эксплуатации конструкция может незначительно покоробиться в месте соединительного шва.
  • Соединяемые детали имеют сложную геометрическую конфигурацию.
  • Необходимо склеить 2 различных по структуре металла.

В этих случаях традиционный сварочный процесс становится нецелесообразным. Клей холодная сварка позволяет склеить металлические поверхности настолько прочно, что соединение сможет выдержать большие нагрузки, в том числе и длительную вибрацию. Клеящий состав для холодной сварки часто используется при ремонте частей автомобиля из металла, а также в быту для устранения протечки в различных бытовых приборах.

ремонт глушителя

Не только с металлами

При должной степени подготовки поверхностей склеить эпоксидным составом можно не только металл с металлом, но и металл с другими материалами. Не поддадутся склейке с ним только тефлон, силикон и резина. В основном, если с материалом у клея есть нормальная, надежная адгезия, поверхности достаточно подготовлены, то есть очищены, обезжирены и зашкурены, то соединить с металлом можно и дерево,  керамику или фарфор, и стекло, и многое другое.

Эпоксидные клеи хороши тем, что практически не вступают в химические реакции  со склеиваемыми материалами даже находясь в жидком, самом своем активном состоянии, а уж когда застывают, становятся совсем химически нейтральными.

Это что касается химической активности, а теперь поговорим о прочности. Да, по сравнении со сваркой или даже с пайкой клеевое соединение проигрывает, но зато оно универсально. Мало того, скреплению клеям поддаются разнородные материалы. Ведь известны и металлы, которые нельзя между собой ни сварить, ни спаять.

Не только с металлами

В некоторых процессах, особенно в химических реакторах, недопустимо изменение структуры металлов, а что есть сварка или пайка, как не диффузное проникновение одних металлов в другие, с неизбежными деформациями кристаллической решетки и связанными с эти напряжениями? Эпоксидный клей, тем более специально разработанный для подобных случаев, решает эту задачу с легкостью. Герметичность, обеспечиваемая эпоксидным швами, работает даже при высоком давлении, в частности – в морских глубинах или в агрессивных средах.

Холодная сварка

Бездиффузионное соединение достигается применением так называемой «холодной сварки», выполняемой эпоксидными компонентами. При этом для такого типа соединений разработаны как обычные вязко-текучие составы, расфасованные в тюбики или флаконы, где в одной емкости находится эпоксидный компаунд, а в другой – отвердитель, так и более удобная форма в виде твердых брусков.

Перед работой от такого бруска ножом отрезается нужное количество состава, и мокрыми руками разминается в саморазогревающуюся массу, похожую на мягкий пластилин. Масса вытягивается в тонкий шнурок и в виде шва накладывается на предварительно очищенные и обезжиренные поверхности. Процесс полимеризации запускается уже в тот момент, когда мокрыми руками, чтобы состав не лип к ним, перемешиваются между собой изолированные до этого специальной прослойкой слои.

Холодная сварка

Кстати, эта же изолирующая прослойка при перемешивании и сама вступает в реакцию полимеризации,  служит она или наполнителем, или пластификатором, в зависимости от типа задач, которые решаются данным типом холодной сварки.

Такая размятая рукам эпоксидка наносится в виде пасты тонким слоем на обе предварительно обезжиренные и зашкуренные для лучшей сцепляемости поверхности. Потом, после нанесения и размазывания слоя, склеиваемые детали прижимаются одна к другой так, чтобы обеспечить их неподвижное друг относительно другу состояние, и уже на исходе 40-60 минут  можно убрать прижимную нагрузку.

Достоинства данного способа

Конечно же, с настоящей сваркой холодная не сравнится по прочности и долговечности. Но когда нужен экспресс-ремонт, она может стать единственной альтернативой настоящей. У нее даже есть определенные преимущества перед термическим дуговым расплавом металла.

  • Не требует ни специального оборудования в виде выпрямителей, трансформаторов или горелок и баллонов при газовой сварке.
  • Не нужны связанные с традиционной горячей сваркой профессиональные, и часто весьма сложные навыки.
  • Допускается соединение металла  с другими материалами, чего нельзя добиться традиционной сваркой.
  • Размятый пастообразный эпоксидный состав можно вмазать, втереть в самые труднодоступные места, обеспечив монолитность шва.
  • При термических нагрузках не возрастают напряжения в металле, вызванные дуговыми или плазменным расплавом при обычной сварке.
  • Нет нужды зачищать, освобождать от окалины и шлифовать шов, как это бывает при термической электро- или газосварке.
  • Короткое время самой операции герметизации и соединения элементов.

Небольшой элемент

На что обращать внимание во время приобретения клеящих составов

При огромном ассортименте эпоксидных материалов для склеивания металлов, нужно с некоторым скепсисом относиться к тем, на которых стоит пометка «Универсальные». Помните, что лучшая гарантия качества товара и его работоспособности – специализация. Выбирая такой клей-сварку, особое внимание нужно обратить на:

  • Температурный диапазон, при котором нанесенный на поверхности клей надежно зафиксирует их относительно одна другой. Ведь приобретая клей, вы представляете себе, в каких условиях будут эксплуатироваться склеиваемые поверхности? Вот из этого и исходите.
  • Способы нанесения на склеиваемые поверхности. Есть материалы и условия их эксплуатации, где требуется точечная сварка. Если же при ее необходимости вы будете использовать клей сплошной массой, то его расход многократно возрастает. Если учитывать стоимость некоторых видов эпоксидных клеев по металлу, такое сплошное применение будет весьма накладным.
  • Сколько времени потребуется клею для начальной и полной полимеризации. Этот параметр зависит от вида деталей, условий, в которых будет осуществляться холодная сварка и от особенностей окружающей среды.
  • Способ приготовления склеивающего состава. Если нужно смешивать компаунд и отвердитель, находящиеся в отдельных емкостях, то это не всегда удобно. Проконсультируйтесь с продавцом. Возможно, он подскажет вам удобную форму эпоксидки для вашего случая.
  • Выясните, как поведет себя клеевой шов при контакте с моторным маслом или топливом – если ремонт предстоит на автомобиле, или с агрессивными средами в виде кислот и щелочей, или при контакте с открытым пламенем или водой, в том числе и морской соленой.

Рабочий процесс

Дополнительные рекомендации:

  • Иногда пометка «холодная сварка» может ввести в заблуждение относительно типов скрепляемых поверхностей. Подводит семантика: сварка — значит, для металлов. Ничего подобного, ведь этот термин условен, и такой тип эпоксидного соединения применим и для фаянса, стекла, дерева и других материалов.
  • Не покупайте про запас большое количество клея. Особенно это касается брусковых монолитных смесей. В них происходит медленная диффузия компонентов, и уже через год, максимум полтора, эти клеи теряют свои свойства. Продлить их действие в несколько раз можно только не нарушая целостность упаковки и храня их в холоде, при температуре около нуля градусов.

Виды клеев

Вся продукция Алмаз выполнена в форме пластичных стержней, состоящих из двух слоев. Центральная часть бруска имеет серый цвет, а наружный покров окрашен в белый цвет.

В центре сосредоточена масса эпоксида с наполнителями и пластификаторами. По наружной поверхности равномерно распределен слой полиаминного отвердителя. Без него процесс полимеризации невозможен. Серия холодной сварки Алмаз представлена несколькими видами.

Клей «холодная сварка Алмаз» универсального действия предназначен для ремонта изделий из любых металлов, бетонов, дерева, разнообразных пластиков, натуральных камней, обычного и органического стекла.

Узкоспециализированную серию представляет клей для дерева. Данный вид холодной сварки может помочь в ремонте предметов из любой древесины, шпона, фанеры. Составом можно склеить дерево с другими материалами.

Клей для ремонта автомобиля незаменим при ремонте бензобаков, радиаторов, труб выхлопной системы. Пасту можно использовать для ремонта яхт, катеров, решения любых проблем дома и на отдыхе.

Вид клея для холодной сварки со стальным наполнителем обеспечивает особо прочное соединение металлических деталей из разных сплавов. Паста является по сути универсальной. Все неметаллические материалы она склеивает также прочно.

Особый вид холодной сварки Алмаз производят для сантехники. Минеральные наполнители в его составе имеют несколько большую массовую долю, чем в остальных смесях. Несмотря на подготовку пасты в первую очередь для изделий из керамики, ею успешно можно склеивать любые другие детали.

Плюсы и минусы

Достоинства клеевых составов серии Алмаз заключаются в хорошей способности закрепляться на поверхности, прочно соединять разнородные материалы, например металлические детали и дерево.

Холодную сварку можно использовать в экстренных условиях, когда нет возможности воспользоваться сварочным аппаратом или паяльником. Она с успехом заменяет клеи для дерева и керамики.

Стоимость ее невысока, а заделать отверстие с ее помощью можно за несколько минут без особой подготовки или знаний, действуя согласно инструкции.

К недостаткам можно отнести склонность массы образовывать комочки при нанесении, неспособность соединения выдерживать большие динамические нагрузки. Со временем после засыхания состав Алмаз приобретает хрупкость, поэтому его нельзя применять на ответственных участках.

Правила использования

Производитель гарантирует заявленные свойства холодной сварки Алмаз при условии соблюдения указаний прилагаемой инструкции. Скрепление основано на химическом взаимодействии компонентов пасты друг с другом, а затем со склеиваемыми деталями.

Процесс соединения при помощи Алмаза происходит так:

  1. с поверхностей металлических, деревянных, керамических изделий нужно убрать пыль, грязь. Желательно детали высушить и обезжирить;
  2. от бруска холодной сварки нужно отрезать кусочек, размер которого в первый раз придется определить приблизительно. По мере появления опыта, сориентироваться в требуемом количестве клея будет проще;
  3. влажными руками (лучше это делать в перчатках) пластичную двухслойную массу нужно аккуратно перемешать, превратить в полностью однородную. На этой стадии важно не допустить наличия комочков в клее;
  4. размятый пластилин нужно нанести на детали и хорошо их прижать друг к другу. Это ответственный момент. Возможно, поэтому в названии клея Алмаз присутствует дополнительное уточнение – пресс. Фиксирование можно обеспечить струбциной, жгутом, любым подходящим приспособлением;
  5. выдержать детали в прижатом друг к другу состоянии нужно минимум 20 минут. Полностью отверждение завершится через двое суток.

Можно ускорить полимеризацию, слегка обдувая шов теплым воздухом из фена. При склеивании влажных поверхностей нужно обратить внимание на прилипание клея к поверхности.

Массу следует разглаживать до тех пор, пока прилипание не будет заметно ощущаться. Иначе ремонт окажется неудачным. Работать с холодной сваркой Алмаз нужно при минимальной температуре +5 °C. Не допускайте попадание массы в глаза. Если состав попал на руки, нужно хорошо их вымыть.

Клей Алмаз сохраняет свойства на протяжении двух лет при хранении от +5 °C до +30 °C. Уже подготовленную массу нужно использовать в течение 10 минут. Правильное использование состава гарантирует качество склеивания.

Область применения

Термостойкость клея определяет сферы применения:

  1. Бытовая. Ремонт радиаторов отопления, газовых котлов, колонок, печей, кастрюль, чайников.
  2. Автомобильная. Ремонт всех узлов автомобиля, которые подвергаются воздействию высокой температуры: системы охлаждения, выпуска отработанных газов и двигатель.

Важно! Современный двигатель – высокотехнологичный агрегат. Не обладая профессиональными навыками, не стоит производить ремонт. Перед применением холодной сварки для ремонта двигателя рекомендуем проконсультироваться со специалистами

Состав

Содержит следующие компоненты:

  1. Эпоксидная смола.  То, на чем основана так называемая холодная сварка: базовый элемент клея, который отвечает за однородность и пластичность рабочей массы.
  2. Металлический или минеральный наполнитель. Важная составляющая, которая придает крепость при полимеризации. Благодаря металлической составляющей состав получил название  — внешний вид соединения напоминает сварочный шов от ручной дуговой сварки.
  3. Наполнители. Наиболее распространенным элементом является сера. В состав входят и другие компоненты, отвечающие за качество продукции. Изготовители держат их в секрете.

Технические характеристики различных производителей

Рассмотрим перечень продуктов, которые пользуются популярностью в крупнейших городах России – Москве и Санкт-Петербурге:

  1. ABRO Термометалл TM-185. Страна-производитель – США. Однокомпонентный материал для заделки трещин и отверстий в стальных и железных деталях. Пригоден к использованию при ремонте автомобильных узлов, бытовых отопительных приборов, промышленного оборудования. Содержит антикоррозийные добавки. Отличается стойкостью к нефтепродуктам. Выдерживает температуру до 1316 Сº.Время полной полимеризации – 24 часа. Рекомендованная толщина слоя – 6 мм.
  2. Клей «холодная сварка» АЛМАЗ «ТЕРМОСТОЙКИЙ». Продукт российского производства. Используется для соединения различных поверхностей: черный металл, нержавейка, пластмасса, стекло, керамика, дерево. Наиболее эффективен при ремонте батарей, радиаторов отопления и различных трубопроводов. Возможно применение на мокрых или замасленных поверхностях. Термостойкость до 300 Сº.Время полной полимеризации – 24 часа. Прочность при отрыве – 120 кг/см².

Приобретение холодной сварки

Поиск и выбор подходящей марки быть долгим и утомительным. Однако это не так критично, потому что большое клоичество термостойких холодных сварок имеет одинаковый состав и способ применения. Как правило, они отличаются только значением максимальной температурной отметке, которую клей способен выдержать. Естественно чем это значение выше, тем выше будет цена на вещество.

В этом случае нужно отталкиваться в первую очередь от температуры плавления металла, для которого требуется осуществить ремонт. Потому что не рационально будет платить лишние деньги холодную сварку, способную выдержать большее температурное значение, чем сам металл. Важно знать: при покупке высокотемпературной холодной сварки, лучше выбирать вещества густой консистенции, потому что они схватываются лучше, образуют более прочные соединения и просты в использовании.

Если вы планируете использовать этот материал большое количество раз, целесообразно будет покупать упаковки большого объёма. Не стоит зацикливаться на времени засыхания, потому что перед ремонтом детали все равно придётся ждать того момента, когда она остынет до комнатной температуры.

Холодная сварка для металла термостойкая:инструкция,характеристики

Состав термостойкой холодной сварки

Холодная сварка с большим уровнем термостойкости может содержать в себе следующие компоненты:

  • металлический наполнитель, это вещество даёт соединения высокие показатели прочности;
  • эпоксидная смола – благодаря ей возникает пластичность материала;
  • различные дополнительные компоненты, например, сера – это зависит от конкретного производителя.

Однако нельзя думать, что на окончательный результат соединения влияет только состав вещества. Во многом прочность и качества шва зависит от человека. Чтобы не допустить никакого брака, достаточно просто точно следовать инструкции по применению, которую можно найти в каждой упаковке.

Воздействие высокой температуры

Холодная сварка с эффектом высокой термостойкости имеет свои особенности и характеристики, проявляющиеся под воздействием высокой температуры. Все они определяются составом вещества. Недорогие продукты могут выдержать до 200-300 градусов по Цельсию. Дорогостоящие могут выдержать свыше тысячи градусов. Разновидности холодных сварок можно разделить по нескольку свойств:

  • консистенция (жидкая, пластилинообразная или же та, которую можно использовать сразу же после вскрытия упаковки);
  • объем упаковки;
  • значение максимальной температуры, при которой шов будет сохранять все свои характеристики;
  • время первичного и полного высыхания вещества;
  • наличие различных дополнительных компонентов в составе клея.

Стоит отметить, что производители указывают значение, при которых шов не нарушается и сохраняет все свои свойства. Чтобы получить стойкость к температуре указанной на упаковке, необходимо строго следовать инструкции по применению.

Производители

На отечественном рынке самыми популярными производителями являются иностранные компании, поскольку российская продукция имеет более низкое качество, о чем свидетельствуют многочисленные потребительские отзывы. Отечественная продукция представлена торговыми марками «Алмаз» или «Полимет», Henkel. Лидерами среди иностранных составов считаются Hi-Gear, Abro, Poxipol.

Abro Steel – американская двухкомпонентная сварка универсального назначения. Материал выдерживает воздействие разных агрессивных веществ и отлично сохраняет свои свойства вплоть до температуры +260 С.

Hi-Gear «Быстрая сталь» производится для работ с металлом, пластиком и камнем. Продукция обеспечивает прочное соединение, устойчива к механическому и химическому воздействию.

Henkel «Момент СуперЭпокси» широко используется для соединения сплавов из металла и других материалов. Свои свойства состав сохраняет до температуры +140 С.

Уругвайский Adefal Trading S. A. Poxipol – универсальная двухкомпонентная холодная сварка. Максимальной температурой для такой продукции является показатель +120 С.

Германская Wurth Liuguid Metal Fe 1 выпускается для работ с керамическими и металлическими деталями и конструкциями. Материал не горит и не содержит растворителей. Состав сварки обеспечивает ее устойчивость к агрессивным веществам. Максимальной температурой для подобной продукции считается +120 С.

Холодная сварка для батарей и водопроводных труб Mastix лучше всех остальных составов справляется с задачей заделывания трещин и других дефектов на подобных конструкциях. Температура в трубопроводах не превышает допустимую составляющую +120 С, поэтому продукцией можно пользоваться в домашних условиях. Такая сварка позволяет создавать утраченные части и новые детали.

Металлосиликатная продукция Kerry «Термо» обладает повышенной вязкостью. Она отлично зарекомендовала себя в работе с жаростойкими сплавами из стали, чугуна и титана. Состав устойчив к механическим воздействиям, поэтому рекомендован для ремонта автомобильных деталей. Продукт выдерживает перепады температур от +900 до -60 С.

Критерии выбора

При выборе конкретной марки холодной сварки нужно руководствоваться сферой применения.

Температурный режим

Хорошую прочность на разрыв, около 300-400 ньютонов (для сравнения — это мощь электромагнитного замка на стандартной двери в подъезд) имеют многие универсальные составы, например холодная сварка «Титан» от российского производителя «Эльф Филлинг».

Она подходит для склеивания металла, дерева, некоторых видов пластиков, даже керамики и стекла в разных сочетаниях. Имеет металлический наполнитель.

Относительно устойчива к агрессивным средам, хотя и не является «автомобильной» сваркой. НО показатель термостойкости у нее относительно низкий. Производителем заявлено сохранение рабочих характеристик сварного соединения только до +130  °C.

В качестве примера термостойкой холодной сварки для металла можно привести состав для металлов «Алмаз» отечественного производства, выпускающийся в виде цилиндрического бруска пластичной массы, которую перед применением нужно разминать пальцами.

Термостойкой считается сварка «Термо» производителя Kerry, также Россия. Она предназначается для ремонта глушителей, сохраняет свойства в диапазоне -60 °…+900 °

В среднем температура, которую выдерживают большинство универсальных составов, достигает максимум 260 °.

Герметики

Выбирая холодную сварку, нужно ориентироваться в первую очередь на ее назначение. Невозможно создать действительно универсальный состав, хорошо работающий и как клей, и как герметик, притом для разных по химическому составу и физическим свойствам веществ.

Виды холодной сварки, заявленные производителем, как средства для ремонта сантехники, всегда водостойкие и имеют в составе металлический наполнитель.

Некоторые виды могут схватываться даже под водой. Но они в первую очередь именно герметики, требования по высокой прочности на разрыв к ним не предъявляются, поэтому и ждать от них повышенной прочности при склейке двух стальных листов не стоит. Выпускается такая сварка часто в жидкой или полужидкой форме, чтобы удобнее было наносить на места соединения труб.

Составы для автомобилей

Автомобильная сварка, как правило, устойчива к перепадам температуры, вибрации, воздействию разных окислителей и растворителей, но под водой не схватывается.

Прочность соединения на разрыв достаточно высокая, около 200 ньютонов. Состав имеет усредненные показатели по герметичности, зато пластилинообразная форма выпуска расширяет сферу применения.

Из такой сварки можно вылепить копию недостающего болта и нарезать, пока масса не застыла, резьбу обычной гайкой. Соединение на таком крепеже может продержаться, в зависимости от нагрузки, от нескольких часов до нескольких дней. Этого хватит, чтоб добраться до места, где можно провести квалифицированный ремонт.

Очень часто такая сварка применяется для заделки пробитых трубопроводов, радиатора, бензобака, глушителя и в других подобных ситуациях.

Значение наполнения

Большинство универсальных составов в первую очередь клеи. При выборе нужно руководствоваться материалом, который нужно склеить. Если это металл, брать лучше массу с металлическим наполнителем, иначе хорошего сцепления не получить.

Строго говоря, «сваркой» этот вид клея и называется лишь потому, что, благодаря металлическому порошку в составе, шов после высыхания становится похож на сварной.

Если есть возможность выбора, покупать лучше холодную сварку с наполнителем из того же металла, какой предстоит склеивать — сталь для стали (марка уже не важна), чугун для чугуна, алюминий для алюминия. В этом случае атомы металла смогут диффундировать друг с другом, и соединение будет намного прочнее.

Инструкция по применению

Чтобы обеспечить хорошую сцепку клея с обрабатываемыми основаниями, их нужно тщательно подготовить к поклейке.

  • Убирается грязь, мусор, вытереть пыль.
  • Поверхность обезжиривается мыльным раствором, ацетоном, спиртом или обезжиривающим составом. Выбор обезжиривателя зависит от материала, из которого изготовлены склеиваемые детали.
  • Перед нанесением Поксипола поверхность должна полностью высохнуть, это обеспечит лучшую сцепку.
  • Если предполагается склеивание гладкой металлической детали, такое основание нужно предварительно затереть наждачкой, чтобы повысить адгезионные характеристики.
  • Дерево предварительно обрабатывается антисептиками, фунгицидами, а пористые основы грунтуются или покрываются праймерами.

Приготовление двухкомпонентного клея

Смешивать смолу с отвердителем нужно непосредственно перед поклейкой.

Держать смесь на открытом воздухе долго нельзя, она станет твёрдой.

  1. На плоскую пластину или в одноразовую посуду выдавливается нужное количество эпоксидки из тюбика с отметкой А.
  2. К выдавленной смоле добавляется содержимое из тюбика В в соотношении 1:1.
  3. Оба компонента смешиваются лопаткой до однородной консистенции.

Когда работы будут завершены, пластина очищается путём соскабливания остатков клея. Она может пригодиться в будущем.

Технология склеивания

Одну из деталей нужно намазать составом и сильно прижать к другой. Чтобы произошла первоначальная схватка, ждут 1-2 мин. Откорректировать положение оснований можно на протяжении 5-10 мин. Эксплуатация возможна не ранее, чем через сутки.

Рекомендации

  • Заделывать стыки, ямки, трещины можно небольшим строительным шпателем или ножом, смоченным прохладной водой для разравнивания клея.
  • Если предполагается ремонт течей в ёмкостях, баках, резервуарах, холодная сварка наносится шпателем. Используется немного загустевший клей или непрозрачный пластилинообразный состав, который приклеивается на протекающий участок.
  • Чтобы шов был более устойчив к механическим нагрузкам или вибрациям, в него добавляется немного стальной стружки.
  • Оптимальная температура для работы +18…+20 °C. При таком режиме шов сохнет равномерно.
  • Перед нанесением второго слоя (если необходим) надо дождаться полного затвердевания первого.

Остатки клея храните в тёмном, недоступном для детей месте.

Тюбики с компонентами плотно закрываются, а их крышки закручиваются в правильном порядке.

Если смола в тюбике А немного затвердела, перед использованием её держат в горячей воде или на тёплой батарее.

Источники

  • https://kleyguru.ru/vidy/svarka/chto-mozhno-skleit-holodnoj-svarkoj.html
  • https://PractEco.ru/vidy/epoksidnyj-klej-dlya-metalla.html
  • https://svaring.com/welding/prinadlezhnosti/holodnaja-svarka-almaz
  • https://svarka.guru/vidy/mehan/holodnaya/vysokotemperaturnaya-vodostojkaya.html
  • https://svarkagid.com/vysokotemperaturnaja-holodnaja-svarka-dlja-metalla/
  • https://stroy-podskazka.ru/montazhnyj-klej/holodnaya-svarka-dlya-metalla/
  • https://svaring.com/welding/prinadlezhnosti/holodnaja-svarka-kakaja-luchshe
  • https://KraskaGuru.ru/klej/vidy-i-marki/poxipol.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Хозяйке на заметку - уборка, глажка, уход за растениями