Россия — самая большая страна на планете по площади, она простирается почти через весь континент и имеет очень разнообразный природный ландшафт. С развитием крупных транспортных магистралей, а также для повышения уровня жизни городских жителей в стране строятся бесчисленные автомобильные и железнодорожные мосты и путепроводы. Они строятся через мегаполисы и реки и часто строятся в сложных природных условиях.
Фото: Pixabay.com
Перед проектировщиками стоит сразу несколько важных задач: возвести прочную и надежную конструкцию, сохранить экологическую безопасность территории, обеспечить достаточную проходимость объекта и придать ему оригинальный архитектурный стиль. Многие из мостов становятся рекордсменами по длине и выделяются уникальными параметрами.
В рейтинг самых длинных мостов России с описанием их функций входят сооружения протяженностью от 2,5 до 18 километров. Лидером списка является Крымский мост, который является самым длинным мостом не только в России, но и в Европе.
- 11 Железнодорожный мост в Красной Поляне
- 10 Саратовский мост (Саратов-Энгельс)
- 9 Большой Обуховский мост (Санкт-Петербург)
- 8 Русский мост (Владивосток)
- 7 Амурский мост (Хабаровск)
- 6 Мост через Юрибей (Ямало-Ненецкий автономный округ)
- 5 Мост через Амурский залив (Владивосток)
- 4 Президентский мост (Ульяновск)
- 3 Северная эстакада Западного скоростного диаметра (Санкт-Петербург)
- 2 Южная эстакада Западного скоростного диаметра (Санкт-Петербург)
- 1 Крымский мост
11 Железнодорожный мост в Красной Поляне
Одиннадцатое место в России по протяженности занимает железнодорожный мост в Красной Поляне (Краснодарский край), имеющий длину 2517 метров.
Объект является частью автомагистрали, построенной в рекордно короткие сроки к зимним Олимпийским играм 2014 года в Сочи. Строительство крупного объекта началось в 2009 году и было завершено в 2013 году. Президент ОАО «РЖД» В. Якунин отмечает, что со времен БАМа в России не велось столь масштабное строительство. Совмещенная автомобильно-железнодорожная линия Адлер — Красная Поляна, частью которой является этот мост, обеспечивала доставку около 80 тысяч человек в сутки к спортивным объектам и к ледовым дворцам Олимпийского парка.
Железнодорожная линия расположена в сложных топографических и инженерно-геологических условиях, преимущественно на криволинейных участках, а также имеет большие уклоны. Впервые в России при строительстве моста применена передовая технология монолитно-пролетных конструкций, обеспечивающая адекватные технико-экономические показатели, комфортность движения скоростных поездов и возможность монтажа в горных условиях. Качество сварных швов проверялось по всей длине конструкции с помощью ультразвуковых приборов. Повышенные требования предъявлялись и к архитектурной выразительности моста.
Проект неоднократно подвергался критике в СМИ как неоправданно дорогой и не пользующийся спросом после окончания Олимпиады. С декабря 2014 года количество поездов, курсирующих по маршруту Адлер — Красная Поляна, сократилось вдвое. По данным СМИ, общая сметная стоимость строительства железнодорожной ветки от Адлера до аэропорта Сочи составила почти 10 миллиардов рублей.
10 Саратовский мост (Саратов-Энгельс)
Десятую позицию рейтинга занимает Саратовский мост (Саратов-Энгельс). Длина объекта 2803,7 метра, ширина проезжей части 12 метров, пешеходных дорожек 1,5 метра.
Проект был утвержден в 1958 году, а движение было открыто в 1965 году. В торжественной церемонии приняли участие несколько тысяч жителей Саратова и Энгельса, которые двинулись навстречу друг другу. На момент ввода в эксплуатацию мост был самым длинным в Европе. Внушительная протяженность и уникальная архитектура проекта сделали его одной из узнаваемых визитных карточек Саратова; в 2011 году мост вошел в список 20 достопримечательностей Поволжья, представляющих архитектурную и историческую ценность.
Высота пролетов моста переменная, они устанавливаются ниже со стороны Энгельса и становятся выше ближе к Саратову, для прохода парусников. Конструкция имеет криволинейную конструкцию из железобетона с пролетами типа «птица», которые не нуждаются в деформационных швах, так как имеют свойство расширяться вверх при повышении температуры. Процесс строительства с использованием новейших технологий того времени достоверно отражен в художественном фильме О. Ефремова «Строится мост».
В ходе эксплуатации сооружение неоднократно реконструировалось и дорабатывалось, но обсуждается вопрос о сносе или переводе моста в категорию пешеходных. Точная дата закрытия Саратовского моста пока неизвестна.
9 Большой Обуховский мост (Санкт-Петербург)
Девятую строчку рейтинга занимает Большой Обуховский мост, расположенный в Санкт-Петербурге. Вантовый мост перекинут через Неву, это единственный стационарный мост через реку, его длина 2884 метра. Эффективная развязка создана в рамках крупного проекта по строительству кольцевой дороги вокруг города.
Первая очередь была открыта в 2004 году, а вторая сдана в эксплуатацию в 2007 году. По сути, это два одинаковых моста, по каждому участку дороги организовано одностороннее движение. Надстройки проходят по четырем полосам и оборудованы небольшими тротуарами для обслуживающего персонала. Ширина пролетов 25 метров, высота над уровнем воды 30 метров, а широко расставленные пилоны подняты на 126,5 метров, это второе по высоте здание в городе.
Проект получил свое название от района, в котором он расположен, но жители неофициально называют его «Мост-стэйч», так как подвесная конструкция поддерживается стальными тросами. Мост возведен в довольно сложной для судоходства части города, поэтому при строительстве возникли трудности. Из-за сильного ветра пряжки раскачивались, и перед сваркой обеих частей их приходилось выравнивать и вытягивать в перчатках.
Архитектурная составляющая строения сыграла важную роль в дизайне. В результате объект гармонирует с общим ландшафтом города, конструкция кажется легкой и изящной, словно парящей в воздухе. Ночью есть специально разработанная подсветка, которая притягивает взгляд.
При строительстве был открыт Музей Вантового моста – единственный в Петербурге музей с одной строительной площадкой. После строительства Большого Обуховского музея музей был перемещен на территорию филиала ОАО «Мостоотряд № 19» в Красном Селе.
8 Русский мост (Владивосток)
Русский мост находится на восьмом месте в рейтинге, его длина составляет 3100 метров. Сооружение охватывает восточную часть пролива Босфор, соединяя островную и материковую части Владивостока. Мост является одним из главных символов столицы Приморья и важным звеном транспортной системы.
Строительство велось ежедневно и круглосуточно, с регулярным контролем качества и привлечением специалистов всех поколений. Опоры моста изготовлены по современной технологии непрерывного литья, для заливки использовался самоуплотняющийся бетон специальной конструкции. Здание выполнено в едином архитектурном стиле. Объект построен в рамках федеральной программы развития города, открытие состоялось к саммиту АТЭС в 2012 году. В торжественной церемонии приняли участие около двухсот велосипедистов.
Мост стал одним из крупнейших вантовых мостов в мире; длина его центрального пролета составляет 1104 метра, что является мировым рекордом. Второй по высоте мост в мире протягивается на 324 метра, пилоны установлены на искусственных полуостровах и выполнены из бетона высокой плотности. Масса пилона 220 000 тонн. Каждый пилон имеет 42 пары раскосных узлов, из которых длина самого длинного троса составляет 578 метров. Это самые длинные варежки на планете, а их компактная конфигурация помогает снизить ветровую нагрузку на всю конструкцию. Инженеры заявляют о сроке службы вантовых узлов не менее 100 лет.
Высота пролета моста составляет 70 метров, что позволяет морским судам любого класса проходить через восточный пролив Босфор. За состоянием конструкции постоянно следит спецслужба из почти 50 человек, системы на мостике контролируют 587 датчиков. Освещение моста в случае непредвиденных ситуаций и отключений электроэнергии будут поддерживать шесть дизельных электростанций.
Русский мост во Владивостоке изображен на купюре номиналом 2000 рублей.
7 Амурский мост (Хабаровск)
Седьмую строчку рейтинга занимает Амурский мост, расположенный в Хабаровске. Самый большой мост на Транссибирской магистрали имеет длину 3890,5 м, двухполосное движение на верхнем ярусе и двухпутную железную дорогу на нижнем ярусе. Неофициальные названия моста — «Амурское чудо» — из-за внушительной длины, «Алексеевский мост» — в честь царевича Алексея.
Строительство сооружения велось во время Первой мировой войны, период строительства 1913-1916 гг. Перед проектировщиками стояла непростая задача, так как река Амур имеет особую гидрологию: быстрое течение, глубина, ежегодные паводки и сильный ледоход. Инженеры применили новаторский подход и применили нестандартную комбинацию – Амур перекрыли цепью из металлических стульев, а над каналом возвели арочный переход из железобетона. На мост ушло почти 18 тонн металла, фермы были изготовлены в Варшаве, затем разобранные перевезены в Хабаровск через Одессу и Владивосток. На строительстве было задействовано почти 5000 рабочих, включая заключенных, работы велись круглосуточно. Мост обошелся стране в 13,5 млн рублей, эту сумму можно сравнить с военными расходами 1916 года.
Во время гражданской войны, в 1920 г., мост был взорван и полностью восстановлен только в 1925 г. С каждым годом объем перевозок по Транссибирской магистрали увеличивался, и через некоторое время фактическая нагрузка на объект стала превышать допустимую. В 1980-х годах ресурс пропускной способности был исчерпан, поэтому в 1991-1999 годах мост был вновь реконструирован, в 2009 году был обновлен нижний уровень.
Сегодня в Хабаровске есть музей, посвященный этому грандиозному для своего времени зданию. Первый и самый главный экспонат – ферма высотой 127 метров, изготовленная в 1916 году, демонтированная при реконструкции. Он установлен на стилизованных опорах возле мостового перехода.
6 Мост через Юрибей (Ямало-Ненецкий автономный округ)
Шестую позицию рейтинга занимает уникальный мост через Юрибей, который находится в Ямало-Ненецком автономном округе. Сооружение является частью более крупной железнодорожной линии и имеет длину 3893 метра, это самый длинный мост за Полярным кругом.
Первый проект был создан еще в далеких 1980-х для разработки близлежащих месторождений нефти и газа, но экономическая ситуация в стране не позволяла строить сразу. Строительство началось в 2008 году, объект был введен в эксплуатацию за рекордные 349 дней, то есть чуть меньше года. Переход через Юрибейскую пойму — один из самых сложных участков, не имеющий аналогов в практике мостостроения. При возведении сооружения применялись технологии на высоких сваях, без стандартной земляной отсыпки, что позволило максимально сохранить экосистему реки. Устойчивость опор обеспечивают скважины глубиной до 40 метров, общий вес здания более 30 тысяч тонн. В 2009 году состоялась торжественная церемония открытия, в которой приняли участие действующее руководство региона и представители «Газпрома».
Особенностью конструкции является использование деревянных шпал, отсутствие пластин для крепления рельсов и опор из железобетонных блоков, что вызвало критику в СМИ. Однако необычное техническое решение было вызвано адаптацией проекта к климатическим условиям (вечная мерзлота) и свойствам грунта. Для уменьшения общей массы конструкции использованы все возможности — мост надежно поддерживается 110 стальными трубами, а сам проект прошел государственную экспертизу качества. Срок службы моста установлен в 100 лет.
Вращающиеся тепловозы движутся по мосту, перевозя грузы и рабочих на поля. Для прохода требуется разрешение «Газпрома», так как эта железная дорога является собственностью компании.
5 Мост через Амурский залив (Владивосток)
Пятым по длине в России является мост через Амурский залив. Этот маловодный мост находится во Владивостоке и соединяет два полуострова (Де Фриза и Муравьева-Амурского).
Заказчик проекта — Департамент дорожного хозяйства Приморского края, генеральный подрядчик — ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания». Общая длина моста 4364 метра, ширина 23,88 метра. Строительство масштабного сооружения началось в ноябре 2009 года, а уже в августе 2012 года построенная эстакада была открыта. Оперативному строительству способствовало возведение сооружения одновременно с противоположных берегов, обращенных друг к другу. Строители вспоминают, что самой сложной частью работы была забивка на морское дно опор, которые нужно было установить под углом в скале на глубине 50 метров. Во время открытия моста была выстроена партийная колонна из 1500 велосипедистов и музейных автомобилей-ветеранов.
Четыре полосы движения, дополненные двухуровневой развязкой, создают комфортные условия для движения транспортных средств с расчетной скоростью до 90 километров в час. Для безопасности водителей полосы движения в каждом направлении отделены от противоположного направления сплошным стальным ограждением. Современная система освещения включает около 260 светодиодных ламп производства GreenEC.
Мост стал частью скоростной магистрали, поэтому частично разгрузил пригородный участок трассы Владивосток-Хабаровск. Высота подмостовых пролетов не означает прохода под сооружением даже небольших судов. Из-за отливного расположения под определенным углом видно, что мост уходит за горизонт, но это конечно иллюзия.
4 Президентский мост (Ульяновск)
Четвертую позицию в рейтинге занимает Президентский мост в Ульяновске, перекинутый через Волгу, его длина составляет 5825 метров. Завод является важной частью транспортного коридора, соединяющего европейскую часть России с Дальним Востоком, Сибирью и Уралом.
Проект оказался долгостроем – строительство началось в 1980 г., движение по первой очереди было открыто только в 2009 г., по второй очереди – в 2011 г. Строительство было приостановлено на длительные сроки из-за отсутствия финансирования, общая стоимость моста составила более 38 миллиардов рублей в ценах 2008 года.
Проект уникален по протяженности (общая длина мостового перехода составляет почти 13 километров) и по дизайну. При строительстве впервые в мире была применена технология применения буронабивных свай для фундаментов, пролетные строения стали устанавливаться с середины русла. Из последних разработок для увеличения срока службы также применена специальная обработка дорожного покрытия антикоррозийным составом.
Длина стандартного пролета моста 221 метр, ширина верхнего яруса 25 метров, общий вес двухъярусной конструкции более 4000 тонн. Высота опор варьируется от 11 метров на левом берегу до 60 метров на правом. На трассе оборудованы дорожки для пешеходов и велосипедистов, интенсивность движения до 30 000 единиц в сутки.
На мосту установлены шумозащитные экраны, установлены дренажно-очистные сооружения, работают пункты весового контроля. Строительство не только улучшило качество жизни ульяновцев, но и стало основой нового направления автомобильного маршрута в Международном транспортном коридоре «Транссиб».
3 Северная эстакада Западного скоростного диаметра (Санкт-Петербург)
На третьей строчке в оценке — северный переход на Западный скоростной диаметр. Автомагистраль расположена в Санкт-Петербурге, имеет общую протяженность 8 794 метра и является инвестиционным проектом международного масштаба, ставшим одним из крупнейших в мире примеров государственно-частного партнерства в сфере платных дорог.
Проект планировался еще в 1966 году, но был реализован только спустя десять лет, открытие трассы состоялось в августе 2013 года. Северный переход является частью многополосной магистрали в черте города, позволяющей пересечь Санкт-Петербург за 20 минут он разгружает исторический центр города и обеспечивает перенос транспортных потоков на популярные федеральные трассы. Проект ЗСД получил несколько международных и федеральных наград и продолжает динамично развиваться.
В целях обеспечения безопасности движения на переходе внедрены инновационные технологии, позволяющие организовать движение более практичным и эффективным способом. Ограничение скорости на автомагистрали составляет 110 километров в час. Наиболее сложные участки выходов маркируются световозвращающими элементами, которые размещаются на линиях разметки. Внедрен проект по исправлению нарушений правил дорожного движения (скорости, остановки и выбора полосы движения) на эстакаде. Эксплуатацию трассы и сбор оплаты до 2042 года осуществляет компания «Магистраль Северной Столицы».
Северный переход к главному проезду с мостами через Петровский канал и Елагин фарватер является одной из узнаваемых достопримечательностей Санкт-Петербурга благодаря своему неповторимому стилю строительства. Мост пользуется популярностью у туристов, так как с него открывается живописный вид. Каждый год в июне на ЗСД проводится фестиваль, для этого движение в одном направлении ограничено для автомобилей и открывается для массового пробега и велопарада.
2 Южная эстакада Западного скоростного диаметра (Санкт-Петербург)
Вторую позицию в рейтинге занимает Южный путепровод Западного скоростного диаметра, расположенный в Санкт-Петербурге. Объект общей протяженностью 9 378 метров находится в эксплуатации с октября 2012 года. Проект дал мощный импульс развитию города как мегаполиса и одного из крупнейших транспортных узлов Европы.
Основная часть Южного путепровода проходит параллельно железной дороге, и около 90 % магистрали состоит из искусственных надземных сооружений. Достаточно большое количество мостов и переходов обусловлено плотной застройкой города и водоемами, через которые проложен маршрут. Одной из особенностей проекта было уникальное техническое решение, впервые примененное в российской практике – установка двухъярусных ферм пролетом 120 и 140 метров, сама трасса была переведена в два уровня, что позволило уменьшить ширину проезжей части каждого из них.
Переходы на шоссе выполнены в едином стиле, отражающем технические характеристики современности и уважение к окружающему ландшафту. Простой архитектурный ансамбль создают характерные конструкции — оригинальные фонари и изогнутый шумозащитный барьер, благодаря которым шоссе воспринимается как простой инженерно-архитектурный комплекс. С вантовых мостов автострады открывается панорамный вид на Санкт-Петербург и его знаковые достопримечательности.
1 Крымский мост
Лидером в оценке является Крымский мост, перекинутый через Керченский пролив. Его длина составляет 18118 метров, что делает мост самым длинным в России и даже в Европе. Уникальное во многих отношениях сооружение является главной транспортной артерией, соединяющей материковую часть России с Крымским полуостровом.
Строительство объекта началось зимой 2016 года, и уже в 2018 году мост был открыт для автотранспорта, в 2019 году – для легкового транспорта, а в 2020 году – для движения грузовых поездов. Стоимость контракта составила внушительную сумму — около 228 миллиардов рублей.
На строительство такого масштабного проекта из асфальта ушло почти 700 000 квадратных метров, 5500 свай и 595 опор длиной от 3 до 35 метров. Дно Керченского пролива покрыто илом на глубину 60-70 метров, поэтому сваи были забиты на глубину 100 метров, а для устойчивости при сейсмических колебаниях установлены под разными углами. Железнодорожный путь был сделан из 2500 тонн рельсов, 38000 железобетонных шпал. Кроме того, были установлены блоки сигнализации, централизации и управления дорожным движением. В пиковые дни в строительстве было задействовано около 16 000 человек.
Крымский мост значительно увеличил поток туристов на полуостров, причем большинство туристов прибывает на собственном транспорте. Пропускная способность моста – до 40 000 автомобилей в сутки, текущий суточный рекорд трафика – 36 393 автомобиля, он был установлен в августе 2020 года. У Крымского моста есть талисман, это рыжий кот, которого приютила охрана на строительной площадке, символически названной этим мостом.
== Впечатляющие мостовые переходы, построенные в России, еще раз доказывают, что страну по праву называют «страной мостов». Обилие рек на просторах позволяет строить настоящие шедевры в истории мостостроения. Каждый из проектов заслуживает внимания, так как имеет особенности и неповторимый стиль.
Обратим внимание на то, что некоторые из мостов были построены десятки лет назад, но уже тогда проектировщики находили оригинальные и нестандартные решения по строительству. Однако большая часть объектов реализована в последние годы и в довольно короткие сроки. Рекордсмен по срокам строительства — Мост через Юрибей — был построен всего за 349 дней. Санкт-Петербург, «город на воде», известен большим количеством мостов, и в оценку включены две самые длинные эстакады города, являющиеся частью одной магистрали. Самые длинные мосты удивляют не только своей протяженностью, но и необычайно красивой архитектурой.
Спасибо за внимание и хорошего дня!